Цель: Обобщить и закрепить знания детей об основных признаках осени.
Задачи:
Образовательные:
уточнить и расширить знания детей об осеннем времени года;
продолжать расширять и активизировать словарный запас детей;
совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период.
Развивающие:
развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
развивать интерес к выполнению заданий.
Воспитательные:
воспитывать у детей бережное отношение к природе;
развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом;
воспитывать интерес к сотворчеству.
Предварительная работа: Чтение стихов об осени, рассматривание картин с изображением деревьев осенью, проведение бесед на тему «Осень, признаки осени», прогулка по экологической тропе, заучивание стихов, отгадывание загадок, наблюдения на прогулке.
Ход прогулки.
Дыхательная гимнастика.
Воспитатель:
-Ребята, как хорошо на улице. Давайте вдохнем
свежий воздух и почистим свои носики.
(3 раза глубокий вдох через нос – выдох через
рот, губы сложены в «трубочку»)
Воспитатель:
-Отгадайте загадку:
Солнцу теплому не верьте –
Впереди метели.
В золотистой круговерти
Листья полетели.
Это я пришла с дождями,
Листопадом и ветрами. (Осень)
-Ребята, какие признаки осени упоминаются в этой
загадке? (листопад, дождь, ветер.)
-Что значит «листопад»?
-А вы любите осень?
Игра «Эхо» ( с
мячом)
Описание игры: дети встают в круг, внутри круга
воспитатель с мячом. Воспитатель бросает мяч ребенку и говорит признак, а
ребенок возвращает мяч воспитателю и добавляет к признаку предмет. Пример:
осенняя погода, осенний дождь, осенние сапоги, осеннее небо и т.д.
Воспитатель:
-Мне сегодня принесли письмо от Зайки-Незнайки.
Он живет в лесу, и пишет, что осень его самое любимое время года и, поэтому, он
сочинил о ней рассказ. Послушайте:
Осень – самое прекрасное время года. Она бывает в
июле и августе. Очень сильно греет солнце, и птицы прилетают из теплых краев.
На деревьях распускаются зеленые листочки. Зацветает мать – и – мачеха и
медуница. В лесу много снега.
-Ребята, а вы согласны с Зайкой – Незнайкой?
-Давайте, все о чем вы сейчас рассказали,
запечатлим в рисунках.
Рисунки на асфальте под осеннюю мелодию.
Воспитатель:
-Ребята, чаще всего в своих рисунках вы
изображали осенние листочки.
Дидактическая игра «2 красных листа и 2 жёлтых
листа».
Ход игры.
Воспитатель:
— Я скажу: «У меня 2 красных листа», а вы
говорите: «А у меня 2 жёлтых листа».
… У меня нет двух красных листьев — …
… Я наклонилась к двум красным листьям — …
… Я любуюсь двумя красными листьями — …
… Я вспоминаю о двух красных листьях — …
Познавательно – исследовательская деятельность –
исследование силы ветра. Опыт «Здравствуй, ветер».
Воспитатель: Да, наступила осень. Всю землю покрыли
опавшие с деревьев листья. Поэтому осень называют «золотой». Присмотритесь и
понаблюдайте, листья с деревьев падают по-разному: один летит к земле, другой
кружится, кружится и медленно опускается на землю. Давайте, попробуем взять
листок и опустить его в воздухе.
Опыт «Как падает осенний лист»
Вывод: Листья
очень легкие, поэтому они летят медленно
Воспитатель: Когда дует ветер, и много листьев с шуршанием
падает на землю, это явление называется листопадом. Давайте рассмотрим листья,
все ли они одинаковые?
Дети: Нет, они разные.
Воспитатель: Верно, они разные. Листья берёзы аккуратные, по
краю зубчатые, , с широким клиновидным основанием или почти усечённые,
гладкие.
Подвижная игра «Ветер-ветерок».
Дети встают в круг. Считалкой выбирается ведущий
– «Ветерок». Дети двигаются по кругу со словами:
«Ветер в парке листья кружит,
В небе кружит, кружит в лужах.
Их бросает нам под ножки,
И на мокрые дорожки.
Ну-ка, ветер-ветерок,
Запятнай скорей листок».
После окончания слов, ребенок —
«ветерок» догоняет остальных детей.
Игра повторяется 3-4 раза.
Воспитатель:
Осень золотая
К нам пришла опять
Соберем листочки
и пойдем гулять
-У меня в руках листочки, как вы думаете, с
какого они дерева?
Чем они отличаются друг от друга?
(исследовательская деятельность)
Игра «На месте не стой, вокруг хоровод построй»
(называем деревья, которые растут на групповом
участке)
Воспитатель:
-Осенью очень часто идут дожди.
Подвижная игра: «Солнышко и дождик».
Дети хором произносят слова:
Солнце в небе засияло,
Очень весело нам стало.
Раздаётся громкий смех,
Светит солнышко для всех.
(дети гуляют, танцуют на участке)
Тучка солнце вдруг закрыла,
Стало грустно и уныло.
Хлынул дождик проливной,
Побежали мы домой.
(дети бегут под крышу или под зонтик)
Малоподвижная игра «Ау»
Выбирается водящий, он закрывает глаза. Дети
идут по кругу и говорят слова:
Саша, ты сейчас в лесу
Ты глаза не открывай,
кто позвал тебя — узнай.
В это время воспитатель касается ребенка и тот
говорит «АУ». Водящий должен назвать его по имени. Если угадывает, то он
становится водящим.
Трудовая деятельность:
Воспитатель:
-Ребята, как вы думаете, зачем нужна чистота на
участке? Зачем дворник подметает мусор? (Ответы детей). Посмотрите, какой у нас
участок: чистый или грязный? (Ответы детей). А что будет, если мы будем играть
на таком грязном участке? (Ответы детей). А что надо сделать, чтобы мы были
здоровыми? (Ответы детей).
Самостоятельная двигательно-игровая деятельность:
• ходьба
• бег «змейкой» между деревьями,
• игры с выносным материалом(обручи, флюгеры),
• игры «Собери урожай» (метание песочных
мешочков в ведерко)Индивидуальная работа
«Найди и назови нужное слово» (воспитатель
предлагает ребёнку выделять и называть только те слова, в которых есть звук С
(лист, сосна, песок, скакалка, листопад, осень и т. д.)