«Игровая технология» должна отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе в детском саду, создавая ребёнку возможности принятия на себя роли действующего в игровой ситуации персонажа. Такая организация совместной деятельности педагога и ребенка является средством, воссоздающим некоторые элементы игры, и способствует преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей игровой к учебной деятельности.
Игра или элементы игры, целесообразно включенные в обучение, придают учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач.
Игра – одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.
Игровая деятельность
Игра на ряду с трудом и ученьем – один из основных видах деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленного на воссоздание и усвоения общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Функции игры:
- Развлекательная (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- Коммуникативная-освоение диалектики общения;
- Самореализация в игре как полигон человеческой практики;
- Терапевтическая – преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- Диагностическая – выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- Функция коррекции – внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- Межнациональная коммуникация – усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- Функция социализации – включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Четыре главные черты присущие игре:
- Свободная, развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только результата (процедурное удовольствие);
- Творческий, а в большей мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
- Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры «эмоциональное напряжение»);
- Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Структура игры как деятельности:
- Целеполагание;
- Планирование;
- Реализация цели;
- Анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.
Структура игры как процесс:
- Роли, взятые на себя играющими;
- Игровые действия как средства реализации этих ролей;
- Игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
- Реальные отношения между играющими;
- Сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Игра как метод обучения:
- В качестве самостоятельных технологий для освоение понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- Как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
- Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличии от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
По характеру педагогического процесса выделяются следующей группы игр:
- Обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
- Познавательные, воспитательные, развивающие;
- Репродуктивные, продуктивные, творческие;
- Коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Типология педагогических игр по характеру игровой методике:
- Предметные;
- Сюжетные;
- Ролевые;
- Деловые;
- Имитационные;
- Игры драматизации.
Специфика игровой технологии:
- Игровая среда;
- Игры с предметами;
- Без предметов;
- Настольные;
- Компьютерные;
- Уличные;
- На местности;
- Комнатные;
- С ТСО;
- С различными средствами передвижения.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объеденное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
- Игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их
- Группы игр на обобщение предметов по определенным признакам
- Группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умени е отличать реальные явления от нереальных
- Группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого воспитателя.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников. Содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем что бы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно этот уровень достижения ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.