Игровые технологии

     «Игровая технология» должна отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе в детском саду, создавая ребёнку возможности принятия на себя роли действующего в игровой ситуации персонажа. Такая организация совместной деятельности педагога и ребенка является средством, воссоздающим некоторые элементы игры, и способствует преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей игровой к учебной деятельности.

      Игра или элементы игры, целесообразно включенные в обучение, придают учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач.

     Игра – одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.

     Игровая деятельность

    Игра на ряду с трудом и ученьем – один из основных видах деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленного на воссоздание и усвоения общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

     Функции игры:

  • Развлекательная (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
  • Коммуникативная-освоение диалектики общения;
  • Самореализация в игре как полигон человеческой практики;
  • Терапевтическая – преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  • Диагностическая – выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
  • Функция коррекции – внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
  • Межнациональная коммуникация – усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
  • Функция социализации – включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

     Четыре главные черты присущие игре:

  1. Свободная, развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только результата (процедурное удовольствие);
  2. Творческий, а в большей мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
  3. Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры «эмоциональное напряжение»);
  4. Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

     Структура игры как деятельности:

  • Целеполагание;
  • Планирование;
  • Реализация цели;
  • Анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

     Структура игры как процесс:

  • Роли, взятые на себя играющими;
  • Игровые действия как средства реализации этих ролей;
  • Игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
  • Реальные отношения между играющими;
  • Сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.

     Игра как метод обучения:

  • В качестве самостоятельных технологий для освоение понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • Как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
  • Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличии от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

По характеру педагогического процесса выделяются следующей группы игр:

  • Обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
  • Познавательные, воспитательные, развивающие;
  • Репродуктивные, продуктивные, творческие;
  • Коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

    Типология педагогических игр по характеру игровой методике:

  • Предметные;
  • Сюжетные;
  • Ролевые;
  • Деловые;
  • Имитационные;
  • Игры драматизации.

    Специфика игровой технологии:

  • Игровая среда;
  • Игры с предметами;
  • Без предметов;
  • Настольные;
  • Компьютерные;
  • Уличные;
  • На местности;
  • Комнатные;
  • С ТСО;
  • С различными средствами передвижения.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объеденное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

  • Игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их
  • Группы игр на обобщение предметов по определенным признакам
  • Группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умени е отличать реальные явления от нереальных
  • Группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

     При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.

    Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого воспитателя.

    Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников. Содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем что бы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно этот уровень достижения ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.