Актуальность, значимость и новизна информатизации образовательного процесса в наш информационный век требует от педагога использования новых технологий в образовательном процессе.
Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании – это одно из перспективных направлений информатизации образовательного процесса. Его перспектива заключается в совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также в обязательном повышении квалификации педагогов.
Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании дают педагогу возможность оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, насытить его информацией.
Информационно-компьютерные технологии используются довольно активно в процессе образовательной деятельности. Применение компьютерной техники позволяет сделать воспитательно-образовательный процесс привлекательным и по-настоящему современным, расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение информационно-коммуникационных технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность дошкольников и усиливают усвоение материала. Применение компьютера в дошкольном образовательном учреждении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне.
Главной задачей взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей является повышение педагогической компетентности родителей, их активности. В работе с родителями информационно – компьютерные технологии используются при оформлении наглядного материала, при проведении родительских собраний, круглых столов, практикумов, мастер-классов, консультаций. Использование информационно – компьютерных технологий позволяет разнообразить общение, повысить интерес взрослых к получению полезной информации о воспитании детей.
Информационно – компьютерная технология позволяет успешно решать коррекционно-образовательные и воспитательные задачи. Использование специализированных компьютерных технологий в работе с детьми, имеющими общие нарушения речевого развития, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте. Деятельность, которая направлена на развитие фонематического слуха и восприятия детей, способствуют эффективной коррекции речевых нарушений. Внедрение информационно – компьютерной технологии повышает интерес обучаемых к занятиям, помогает формировать познавательную мотивацию. В организации фронтальной и подгрупповой образовательной деятельности используются мультимедиа, компьютерные презентации, логопедические игры для развития звукового анализа и синтеза с опорой на зрительный ряд, классификацию предметов, обобщение, исключение.
Информационно – компьютерная технология позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повышать интерес детей к изучаемому материалу, повышают уровень качества коррекционной работы, значительно облегчают деятельность учителя-логопеда.
Деятельность наших логопедов ведется по следующим направлениям:
1.Диагностика:
- работа с таблицами, списками, отчетами (создание базы данных по итогам диагностики; проведение мониторинга работы; отслеживание динамики работы; составление графиков и диаграмм).
2. Профилактика, коррекция речевых нарушений, развитие речи:
- электронные пособия для демонстрации на компьютерной технике, мультимедийном проекторе, видео и аудиотехнике;
- специальные компьютерные игры («Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Игры для «Тигры», «Домашний логопед», игры – раскраски).
- игры — презентации;
- создание собственных презентаций.
Результаты использования информационно – компьютерных технологий в данном направлении:
- Повышение мотивации детей к трудным для них видам деятельности (за счет соединения движения, звука, мультипликации).
- Улучшение речевого продуцирования.
- Расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных процессов.
- Повышение эффективности усвоения материала детьми (реализует принцип наглядности и доступности материала).
- Повышение скорости запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная).
- Активизация и развитие высших психических функций, мелкой моторики рук.
- Реализация индивидуального подхода с целью определения выбора индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения (построение индивидуального маршрута)
- Возможность фиксирования содержания с многократным возвращением к нему, что позволяет легко реализовать принципы прочности, систематичности.
- Совершенно новый уровень реализации принципа научности с использованием нарисованных картинок, видеороликов, позволяющими демонстрировать реальные объекты, явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
10. Подготовка детей к миру, построенному на цифровых технологиях.
3. Работа с педагогами и родителями:
— сетевое общение
— использование информационных интернет – ресурсов.
— электронные консультации на интернет – сайте учреждения.
— использование мультимедийных презентаций.
В результате использования информационно – компьютерных технологий при работе с родителями происходит:
- Обмен с коллегами информацией с помощью электронной почты
- участие в работе сетевых профессиональных сообществ, чатов, on-line конференций
- Обучение на дистанционных курсах повышения квалификации
- Поиск на сайтах необходимых информационных материалов
- Создаются презентаций при подготовке к совместным мероприятиям педагогов с родителями.
- Возможность консультирования родителей, педагогов, используя возможности Интернета.
В результате использования информационно – компьютерных технологий при создании системы методической работы педагоги имеют возможность:
- сохранять, редактировать и иметь доступ к большим объемам информации
- Оформить отчетную и текущую документацию в электронном виде
- Использовать Интернет-сеть для самообразования (нахождение электронных учебников, статей по необходимой тематике).
- Создавать, копировать, редактировать, тиражировать стимульный материал для проведения образовательной деятельности
Создание своего электронного адреса, блога, страницы, что даёт возможность распространения своего педагогического опыта среди педагогического сообщества