Постепенно компьютерные технологии входят и
в систему дошкольного образования как один из эффективных способов передачи
знаний. Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду
– актуальная проблема современного дошкольного воспитания.
Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает
самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться
в духе современности, даёт возможность качественно обновить воспитательно-
образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве средства обучения, общения, воспитания.
Поэтому с уверенностью можно сказать, что ИКТ являются неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников. Это не только доступно и привычно для детей нового поколения, но и удобно для современного педагога.
Демонстрация детям на телевизоре подготовленного на компьютере материала
Что такое ИКТ?
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.
Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).
Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации.
При использовании ИКТ в работе не важен стаж работы педагогов и образование, а важно желание и стремление освоения ИКТ.
Использование компьютерных технологий помогает педагогу в работе:
- привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
- делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
- формировать информационную культуру у детей;
- активизировать познавательный интерес;
- реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении; дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;
- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.);
- ИКТ дадут возможность любому педагогу напрямую выходить в информационное пространство как с обращением за методической помощью в разные сервисные службы, так и с трансляцией своего опыты работы.
- ИКТ позволят воспитателю более широко общаться на разных методических мероприятиях, например: видео – мастер – классы, вебинары и др.
- значительно сокращается работа с бумажными носителями, так как почти вся текстовая информация составляется и хранится в электронном виде;
- меньше уходит сил и времени при подготовке наглядно-дидактического сопровождения к НОД.
- с помощью ИКТ создаются условия для профессионального саморазвития: используются электронные учебники, статьи; в сети Интернет можно знакомиться с периодикой, обмениваться информацией с коллегами посредством электронной почты.
- Общение с родителями воспитанников с помощью ИКТ – еще одна реальность.
ИКТ – это прежде всего:
- преобразование предметно-развивающей среды,
- создание новых средств для развития детей,
- использование новой наглядности,
- дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании,
- разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы),
- в информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее демократичный способ распространения новых педагогических идей и новых дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода,
- поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения, любые фотографии, иллюстрации, раскраски.
Применение ИКТ:
- Подбор иллюстративного материала к совместной организованной деятельности педагога с детьми и для оформления стендов, группы.
- Подбор дополнительного познавательного материала.
- Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.
- Оформление групповой документации, отчётов.
- Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми и педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний.
- При создании единой базы методических и демонстрационных материалов у педагога появляется больше свободного времени.
Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
Сегодня ИКТ позволяет:
• Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника — игре.
• В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.
• Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими.
• Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.
• Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.
Использование
информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании
позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное
влияние на различные стороны развития дошкольников. Развивающие
занятия с её использованием становятся намного ярче
и динамичнее. Применение компьютерной техники позволяет сделать НОД
привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие
задачи с опорой на наглядность.
Использование компьютера в ходе игровой деятельности развивает у ребёнка:
теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию
результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому
повышению творческих способностей детей. По сравнению с традиционными формами
обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
- Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
- Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.
- Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;
- Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);
- Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.
- Несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам.
- Проблемные задачи, поощрение ребёнка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей.
- Ребёнок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач.
- В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.
- Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
- Компьютер очень “терпелив”, никогда не ругает ребёнка за ошибки, а ждёт, пока он сам исправит их.
- Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями.
Спектр
использования ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Одной из
наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к
совместной организованной деятельности в детском саду – это создание
мультимедийных презентаций. Она облегчает процесс восприятия и запоминания
информации с помощью ярких образов, т.к. сочетает в себе динамику, звук и
изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание
ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и
зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.
А английская пословица гласит: «Я
услышал – и забыл, я увидел – и запомнил».
Компьютер
может оказывать неоценимую услугу воспитателям и “продвинутым” родителям по
составлению всевозможных планов мероприятий с помощью программ-организаторов,
вести индивидуальный дневник ребенка, записывать различные данные о нем,
результаты тестов, выстраивать графики, в целом отслеживать динамику
развития ребёнка. Это можно сделать и вручную, но временные затраты
несопоставимы.
В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно,
необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной
деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет
свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого
иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей.
Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и
развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования
не только для самого ребёнка, но и для педагога.
Однако, каким бы
положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные
технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не
должны.