Социализация – это процесс, во время которого усваиваются ценности, традиции, культура общества, к которым принадлежит ребёнок. Обращаясь со сверстниками и взрослыми, играя, занимаясь, ребёнок учится жить по определённым правилам, учитывая интересы других людей, нормы поведения.
До 7 лет, игра остаётся основным видом деятельности детей, поэтому процесс социализации протекает в игре. К старшему дошкольному возрасту, игра становится совместным видом деятельности дошкольников. Как правило, дети включены в игровые объединения, от двух до 4-5 человек, которые становятся устойчивыми по составу.
Сюжетно-ролевая игра это прежде всего деятельность, игровая и учебная одновременно. В игре ребенок испытывает внутреннее ощущение свободы, это состояние связано со спецификой сюжетно-ролевой игры – действием с воображаемой ситуацией.
Если присмотреться, как играют наши дети, то увидим, что чаще всего дети в игровой форме воспроизводят быт взрослых. При создании воображаемой ситуации в игре, ребёнок учится участвовать в социальной жизни, т. е. выстраивается своеобразная модель мира взрослых. Сюжетно ролевая игра помогает осваивать взаимосвязь профессий. Так через игру ребёнок учится участвовать в социальной жизни, примеряя на себя роль взрослого.
Наблюдая за детьми нашей группы, заметила, что наши дети проводящие много времени у телевизоров лучше знакомы с жизнью и отношениями героев мультфильмов, чем с окружающей их реальной жизнью. Поэтому поставила перед собой цель: Накапливать и обогащать детский опыт в игре путём создания условий для сюжетно ролевых игр.
Задачи: Повысить свой профессиональный уровень, углубить знания в области «Социально-коммуникативное развитие»
Пополнить развивающую среду атрибутами для сюжетно ролевых игр.
Разработать перспективный план по проведению сюжетно ролевых игр.
Провести работу с родителями по этой теме.
Процесс руководства детской сюжетно ролевой игрой мною построен так, чтобы воспитание игровых умений и навыков органически сочеталось в нём с обучением и воспитанием. Исходя из этого можно выделить несколько методов руководства.
Прежде чем провести сюжетно ролевую игру проводилась экскурсия, наблюдение, беседа, составление рассказа из личного опыта, занятия с элементами сюжетно ролевой игры, настольно печатные игры, изготовление атрибутов к играм самими детьми, обговаривание правил игры, правил поведения во время игры.
Второй метод, это способствование становлению и развитию игровой деятельности. Это непосредственное участие воспитателя. Т. е я стимулирую к созданию игровой обстановки, участвую как партнёр в игре на первоначальном этапе, или тогда когда идёт усложнение
В процессе работы я большое внимание уделяла, на формирование дружеских тёплых отношений детей друг к другу, учила решать конфликты мирным путём, побуждала придумывать много темные сюжеты и объединять их в одну игру.
Работая над этой темой изучила методическую литературу. Краснощёкова Н. В. «Сюжетно ролевые игры для детей дошкольного возраста», Н. А. Виноградова «Сюжетно ролевая игра для старших дошкольников» статьи из журналов.
Разработала перспективный план, постаралась внести новшества в развивающую среду.
Нашим неизменным помощником в социально-личностном развитии детей является семья. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов. Я проводила анкетирование родителей получила следующие результаты: родители не знают сюжетно – ролевых игр детей дошкольного возраста. В основном называют подвижные, компьютерные игры, футбол, шашки. Провела с родителями консультации: «Значение сюжетно ролевой игры в дошкольном возрасте», «Сюжетно ролевая игра в жизни детей»
из опыта своей работы могу сказать, что именно через сюжетно – ролевую игру ребенок овладевает:
-духовными ценностями;
— усваивает социальный опыт;
-ребенок получает навыки коллективного мышления
-именно в игре происходит становление ребенка как личности.
Таким образом, целесообразно организованная среда детского сада, полноценно обеспечит развитие индивидуальности дошкольника, подготовит его к новому социальному качеству. В результате опыт получаемый в процессе проживания роли в сюжетно ролевой игре, формирует социальные представления дошкольников, обогащает их знания, мотивируя перенос социального опыта, приобретённого посредством участия в сюжетно — ролевой игре со сверстниками, в реальную жизнь. Игра это отражение того, чем наполнены души детей – это отражение нашей жизни.