Цель: организация социально-личностного развития детей 6-7 лет на основе сюжетно — ролевой игры.
Задачи:
1. Способствовать обогащению социально — игрового опыта на основе объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.
2. Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий (мама-ребенок, врач-пациент, фармацевт — клиент) .
3. Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли.
4. Воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками, интерес к общему замыслу и согласованию действий.
Методы и приемы:
1. обогащение содержания игры путем внесения новой игрушки — пупса (в семье появился малыш) ;
2. введение проблемной ситуации (малыш заболел) ;
3. задания по подбору игрового оборудования, по изготовлению игрушек — самоделок;
4. напоминание о прошлых играх, о том, что уже видели;
5. беседа по поводу дальнейшего хода игры;
6. советы;
7. беседа-рассказ о возможных действиях детей в той или иной роли;
8. напоминания по использованию в игре знаний, полученных на занятиях;
9. индивидуальные задания, поручения;
10. наводящие вопросы;
11. своевременное изменение игровой среды;
12. создание практических ситуаций, где дети проявляют чувство ответственности за выполнение роли, доброту, чуткость, отзывчивость, знание нравственных норм поведения;
13. косвенное руководство игрой;
14. раскрытие перед детьми лучших качеств каждого ребенка, поддержка его предложений;
15. поощрение;
16. подведение итогов.
Предварительная работа:
1. Беседы на тему: «Моя семья», «Как я маме помогаю», «Кто кем работают»;
2. рассказы о профессиях медработников, «Скорой помощи»;
3. рассматривание сюжетных картинок, фотографий по теме;
4. наблюдения прогулки мам с маленькими детьми;
5. обучающие игры «Приготовим куклам обед», «Купание куклы», «Даша проснулась», «Кукла хочет спать», «Куклы собираются на прогулку»;
6. совместные игры детей с воспитателем;
7. чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций к произведениям «Аленушка» Е. Благининой, «Мой Мишка» З. Александровой, «Бабушка — забота» Е. Благининой, Корней Чуковский «Айболит».
8. сюжетно ролевые игры: «Угощение», «Стройка», «Маленькие помощники», «Дочки — матери»
Словарная работа: фармацевт, педиатр, врач «Скорой помощи»
Атрибуты: игровой уголок «Семья», кукла-пупс, машина «Скорой помощи», игрушечные мед. инструменты, белый халат для врача и фармацевта, игрушечный телефон, игрушки.
Интеграция с образовательными областями: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы»
Игровые роли: мама, папа, бабушка, дедушка, старшая дочь, врач «Скорой помощи», дежурная мед. сестра, фармацевт, шофер, официант, работник кафе, повар в кафе, посетители кафе.
Ход совместной деятельности.
( Появляется коляска с ребенком и слышится плач ребенка)
Воспитатель: Ребята, кто это плачет? Достает из коляски куклу-пупса… Кто это?
Дети: малыш!
Воспитатель: Как вы думаете, почему он плачет? Кто ему нужен?
Дети: ему нужны мама и папа.
Воспитатель: Конечно, малышу нужны мама и папа. Значит, ему нужна семья. А где же можно найти семью этому малышу?
Дети: Мы можем заменить ему семью
(Дети высказывают желания по распределению ролей.)
Каждый ребенок рассказывает о выбранной в игре роли.
Ребенок – мама. Я буду заботится о всех членах семьи, готовить еду, стирать одежду.
Ребенок – папа. Я буду зарабатывать деньги, помогать маме по дому и хозяйству, следить за чистотой машины и ездить за покупками.
Воспитатель: можно в нашей семье я буду бабушкой? Что буду делать я?
Дети: бабушка читает внукам сказки, воспитывает их, печет пироги, вяжет теплые носочки и красивые вещи.
Воспитатель: Что делают дети в семье?
Ребенок — дочь: помогаю маме и папе.
Ребенок – дедушка: буду гулять с малышом , помогать по дому
Воспитатель: очень хорошо! Теперь у малыша есть мама, папа, сестричка и бабушка. А вот как зовут малыша неизвестно. Как же мама с папой назовут мальчика?
Дети (члены семьи придумывают имя «сыночку»)
Воспитатель: ребята, у нас много детей, все хотят с нами играть. Как нам быть?
Дети: пусть у нас еще будет работать аптека , что бы можно было купить лекарство если кто то из членов семьи заболеет, пункт скорой медицинской помощи , что бы вызвать врача на дом кафе , где можно отдохнуть всей семьей.
(Идет распределение ролей.)
Воспитатель: Кто из вас хочет быть врачом? Кто мед. сестрой? Кто водителем скорой помощи? А кто фармацевтом?
Воспитатель: Врач, что ты будешь делать на своем рабочем месте?
Ребенок – врач: я буду оказывать помощь больным, назначать лекарства, мерить температуру и слушать больного.
Ребенок – медсестра: я буду помогать доктору, выписывать рецепты, ставить уколы, принимать вызов по телефону.
Ребенок – водитель «скорой помощи»: я буду следить за тем, чтобы машина работала, была чистой и возить врача на вызовы.
Ребенок – фармацевт : я буду продавать лекарства.
Ребенок-официант: я буду принимать заказы посетителей кафе и приносить готовые блюда
Ребенок- повар : я буду готовить блюда, которые заказывают посетители
Ребенок- работник кафе: я буду убирать грязную посуду и мыть пол
(Дети выбирают для игры место и готовят атрибуты.)
Ход:
Бабушка: доброе утро! Как хорошо, что сегодня выходной день. Как вам всем спалось?
Мама: доброе утро, вот и детки проснулись. Мы спали хорошо, только сыночку не спалось, он капризничал.
Папа: он наверное проголодался?
Бабушка: давай мы с дедушкой последим за малышом , а ты , мама, иди готовить завтрак
Мама: доченька , помоги мне накрыть на стол.
(Накрывает на стол)
Папа : пойду схожу в гараж , посмотрю машину, пока готовиться завтрак( идет в гараж — протирает машину, заводит ее, )
Бабушка: посмотри, дедушка, мне кажется — маленький опять капризничает.
Дед: а он мокрый, его нужно искупать и переодеть.
Мама: я сейчас приду и помогу вам., только позвоню папе и позову его на завтрак
(куклу переодевают и укладывают в кроватку.)
(Папа вернулся из гаража)
Мама: завтрак готов , доченька , зови всех к столу
(семья садится завтракать.)
После завтрака бабушка предлагает всей семье отправиться на прогулку . Мама помогает бабушке собрать детей на прогулку.
Бабушка : что то я устала ,мне хочется пить.
Папа : а давайте зайдем в кафе и поедим мороженое и попьем лимонад
( Заходят в кафе)
Официант : здравствуйте, что будете заказывать, вот посмотрите меню
( принимает заказ, относит повару и приносит угощение, затем обслуживает остальных клиентов, приносит счет. Работница кафе убирает посуду , протирает стол)
После возвращения с прогулки мама обнаружила, что маленький заболел.
Мама: у доченьки температура, что же делать?
Папа: ребенок заболел! Нужно срочно вызывать скорую помощь.
Папа по телефону вызывает «скорую помощь».
— Здравствуйте! Можно вызвать врача на дом.
Врач: Что у вас случилось?
Папа: Заболел ребенок.
Врач: Назовите ваш адрес.
Врач: Ждите, выезжаем!
Приезжает бригада «скорой помощи», папа встречает и приглашает в дом.
Бабушка предлагает вымыть руки.
Врач осматривает ребенка, ставит градусник, выписывает рецепт, медсестра делает укол, капает в ротик микстуру от температуры. Желают скорейшего выздоровления.
Семья провожает доктора.
Мама( папе): вот рецепт , сходи в аптеку, купи лекарство
(Папа идет в аптеку):
Папа: здравствуйте
Фармацевт: здравствуйте, что вы хотели?
Папа: мне нужны лекарства ( называет их)
Фармацевт: вот возьмите, с вас 70руб.
( Папа отдает деньги, получает пакет с лекарствами идет домой)
Мама дает лекарство ребенку и укладывает его спать.
Бабушка с мамой наводят порядок в комнате и укладывают всю семью спать, напоминая о том, что завтра рабочий день и всем рано вставать.
Итог игры: игра закончена, наводим порядок. В какую игру мы играли? Вам понравилось? И тд.