Консультация для воспитателей «Формирование художественно-эстетического вкуса через ТИКО-моделирование»

«Конструируя, ребёнок действует как зодчий, возводящий здание

собственного интеллекта»

Жан Жак Пиаже

(Швейцарский психолог и философ)

Конструирование в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определено как вид деятельности, способствующий развитию исследовательской деятельности, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умений и навыков исследовательской, творческой деятельности, технического творчества, развития конструктивного мышления.

В современной педагогической практике все чаще используется в работе линия образовательных конструкторов — ЛЕГО. Действительно, конструктор ЛЕГО зарекомендовал себя как образовательный продукт. Он помогает маленьким детям почувствовать себя настоящими исследователями. Универсальный конструктор пробуждает любознательность, развивает творческую фантазию.

Поиск эффективных инновационных технологий, направленных на развитие конструкторско-модельной деятельности дошкольников, позволил мне познакомиться с уникальным опытом работы с образовательным конструктором ТИКО педагогов города Великий Новгород.

«ТИКО» – это Трансформируемый Игровой Конструктор для обучения. Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т.д.

В процессе работы с конструктором у дошкольников развиваются:

Творческие умения – дети придумывают, фантазируют оригинальные фигуры, необычные конструкции из ТИКО, тем самым развивая воображение и творческое мышление.

Интеллектуальные умения – чтобы сконструировать фигуру, ребенку нужно осмыслить – какие детали он возьмет для конструирования; в какой последовательности будет их соединять; что нужно сделать для того, чтобы фигура была прочной и устойчивой.

Коммуникативные умения – дети очень увлекаются совместным ТИКО-конструированием, в процессе работы они активно общаются, совместно решают возникшие в ходе конструирования проблемы, развивая тем самым коммуникативные умения. В играх дошкольники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы. В игре всегда представлена ситуация, которая создается как вербальными, так и невербальными средствами.

Кроме того, актуальность предложенной технологии ТИКО-моделирования значима в свете реализации ФГОС ДО, так как является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей:

познавательное развитие: техническое конструирование, воплощение замысла из деталей ТИКО-конструктора;

речевое развитие на занятиях обучение грамоте посредством конструктора ТИКО-грамматика (развитие фонематического слуха, словообразование, понятие синтаксис)

художественно-эстетическое развитие: творческое конструирование, создание замысла из деталей ТИКО-конструктора;

физическое развитие: координация движения, крупная и мелкая моторика обеих рук;

социально-коммуникативное: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Методы и формы работы с детьми

Конструкторы ТИКО могут использоваться в различных формах организации детей:

− в индивидуальной работе с детьми

− в совместной деятельности воспитателя и детей

− при организации совместной работы детей в виде совместного выполнения одного задания или индивидуального выполнения разных заданий с последующей взаимопроверкой;

− при организации самостоятельной деятельности детей, путем обогащения предметно-развивающей среды и при условии косвенного руководства деятельностью детей;

Работа с ТИКО-конструктором:

— позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры, так как процесс конструирования часто сопровождается игрой, а выполненные детьми поделки сами становятся предметом многих игр;

— формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

— объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

                 Литература:

  1. Ишмакова М.С. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС ДО» — ИПЦ Маска, 2013
  2. Логинова И.В. «ТИКО – мастера». Программа дополнительного образования. www.ticorantis.ru
  3. Логинова И.В. Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста. ООО НПО «РАНТИС», 2014

Шайдурова Н.В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: Справочное пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *