Задачи:
*образовательная:
— уточнять и расширять кругозор детей о жизни животных жарких стран;
-формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания;
— совершенствовать диалогическую форму речи;
— продолжать учить высказывать собственные суждения;
* развивающая:
— развивать интерес к представителям живой природы;
— расширять активный понятийный словарь воспитанников;
— развивать внимание при решении игровых и творческих заданий;
— поощрять оригинальность образов воображения;
— создавать условия для формирования наглядно-действенного мышления в процессе познания и творчества;
— развивать коммуникативные качества дошкольников в ходе общения и выполнения творческого задания;
*воспитательная:
— воспитывать интерес к окружающему миру и умение разговаривать о его объектах со взрослыми и сверстниками, внимательно выслушивать и дополнять ответы друг друга;
— поощрять аккуратность в работе, уважение к труду своих товарищей.
Оборудование и материалы:
1) Глобус;
2) Презентация с изображением животных, обитающих в теплых странах;
3)Дидактическая игра «Угадай, кто?»
4)Запись песни «Африка».
Предварительная работа
- Организация развивающей среды (внесение тематических альбомов «Животные жарких стран», иллюстраций и фотографий с изображением животных разных стран для рассматривания);
- Беседы о животных разных стран, обитателях Африки;
- Загадывание загадок о животных, чтение стихотворений;
- Рассматривание картин «Животные зоопарка», «Львы» и т.д., составление по ним рассказов;
- Рисование и раскрашивание животных разных стран в свободной деятельности.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Методы и приемы: наглядный -иллюстрации, словесный — беседа, вопросы, рассказ, практический — постановка задания, практическая работа.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что это?
Дети отвечают.(Глобус)
Воспитатель: Правильно, это глобус – модель Земли. Ребята, а вы любите путешествовать? Хотите отправиться со мной в большое путешествие? Догадайтесь, куда мы с вами отправимся?
«Самый теплый материк живописен и велик.
Тут живёт среди саванн много львов и обезьян».
Дети: Африка.
Воспитатель: Правильно, мы отправимся с вами на очень жаркий континент. Африка – царство самого жгучего в мире солнца и горячего песка. Кто может показать Африку на глобусе?
Воспитатель: Запоминайте волшебные слова, повторяйте за мной:
Волшебный глобус я кручу,
Попасть я в Африку хочу!
— Раз, два, три, четыре, пять!
Мы едем в африку гулять,
Покружились, покружились,
И в Африки мы очутились!
Воспитатель: Вот мы и в Африке. А сейчас я загадаю вам загадку:
Царь зверей – большая кошка
Порычит со зла немножко,
Спит он в логове, поев
Носит гриву, грозный… (лев)
(показ слайда, беседа на уточнение знаний о животном)
- Почему льву важно быть незаметным? (он хищник, выслеживает добычу)
- Почему мы его не видим? (цвет шерсти позволяет быть незаметным среди желтой сухой травы).
- Кто ходит на охоту? Львы или львицы? Почему?
(На охоту ходят, как правило, львицы. Они более подвижны, ловки, более удачливы в охоте. Львы тяжелы, неторопливы, ленивы. Добытое львицами мясо сначала отведывает хозяин. Поэтому он всегда полноват, сыт и сам не охотится.)
- А чем внешне отличаются львы от львицы? (у льва большая пушистая грива, а у львицы ее нет).
- На кого охотятся львицы? (их добычей становятся жирафы, антилопы, зебры).
- Какую пользу приносят хищники?
(Львы не дают травоядным животным (антилопам, зебрам, жирафам) размножаться в больших количествах, спасая растительный мир от полного уничтожения, а также уничтожают больных животных).
Воспитатель: Следующая загадка:
Вот лошадки, все в полосках,
Может быть они в матросках?
Нет, они такого цвета.
Угадайте, кто же это? (зебра)
(показ слайда, беседа на уточнение знаний о животном)
Зебра — это черная лошадка в белую полоску или белая лошадка в черную полоску?
- Каждая зебра покрыта полосками, и они не повторяются.
(По рисунку детеныш зебры узнает свою мать. А также их окрас позволяет им сбить с толку хищников, они не могут выделить одну зебру. Их много и они сливаются в одно большое полосатое пятно).
Воспитатель: О ком же следующая загадка?
Носом – шлангом великан
Моется, как в душе.
Это житель жарких стран
Всех крупней на суше.
Какое самое большое животное в Африке? СЛОН
(показ слайда беседа на уточнение знаний о животном)
- Как вы думаете, осмелится лев напасть на слона? (нет, слон – могучее, очень сильное животное, льву с ним не справится).
- Самое удивительное у слона – хобот.
Что делает им слон? (с помощью хобота слон срывает листья с деревьев, рвет траву, пьет. Он переносит очень толстые деревья. Хоботом слон защищается от врагов, выражает нежность, поглаживает с любовью своих детенышей.)
- Кто может принести вред слону? (Мышь, когда слон спит, забирается в хобот и прогрызает всё; а муравей, во время сна слона, прогрызает подошвы ног, и слон не может ходить).
Воспитатель: Вдруг из воды показались глаза, уши и ноздри огромного зверя. Он целыми днями сидит в воде, чтобы догадаться, кто это, надо отгадать загадку.
В Африке толстяк живёт, у него огромный рот,
В зной весь день сидит в воде, думает лишь о еде,
Травку тоннами жуёт ненасытный… (бегемот)
Только в Африке найду
Зверя этого в пруду.
Если выйдет он на сушу,
Станет очень
неуклюжим. (бегемот)
(показ слайда, беседа на уточнение знаний о животном)
- У нашего большого бегемота есть маленький друг. Кто это? (Бегемот дружит с птицей волоклюй).(Слайд)
- Как они ему помогают? (Птичка сидит на голове у бегемота, когда он сидит в воде, так она ловит рыбу для себя; птица бегемоту чистит от насекомых шкуру, лечит ранки).
Воспитатель: Послушайте о ком следующая загадка?
Такой длинной шеи
Не видывал люд:
Всех выше на свете Пятнистый…
Вот живой подъёмный кран,
Обитатель жарких стран.
Со стволов многоэтажных
Рвёт и листья, и банан. (жираф)
(показ слайда, беседа на уточнение знаний о животном)
- Высота жирафа 6 метров, он ростом с 2-этажный дом, половина высоты приходится на шею.
- Зачем ему такая шея? (легко достает до самых верхушек высоких деревьев, срывая листья).
- Рядом с жирафом пасутся зебры, антилопы, страусы, косули.
Чем привлекает их жираф? (высокий рост, чуткие уши и зоркие глаза помогают ему увидеть хищника и объявить всем тревогу. Глаза у жирафа так посажены, что, не поворачивая головы, он видит все вокруг.)
А теперь давайте отдохнем.
(проводится игровой массаж на развитие общей моторики – упражнение «У жирафов…»)
Дети встают в круг. Воспитатель включает музыкальное сопровождение.
У жирафов – пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов – пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Похлопывают себя).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах, коленях и носках.
(Показывают части тела).
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде,
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде,
(Пощипывают себя).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах, коленях и носках.
(Показывают части тела).
У котят есть шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде.
У котят есть шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде.
(Делают стряхивающие движения).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах, коленях и носках.
(Показывают части тела).
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде,
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
(Показывают полоски).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах, коленях и носках.
(Показывают части тела).( Дети садятся на ковер)
Воспитатель: О ком же следующая загадка?
Этот зверь бежит так быстро,
Что догнать его — никак.
Но свою добычу шустро Догоняет просто так! ( Гепард)
(показ слайда, беседа на уточнение знаний о животном)
У гепарда мягкий и миролюбивый нрав . Когда гепард доволен, он начинает урчать как огромный домашний кот. Охотником гепард не рождается, а становиться, причем только если ему мать преподаст «курс интенсивного обучения». Гепарды — дневные хищники и самый слабый, у него лев может отобрать добычу. Почему гепард имеет такой окрас шерсти? Ответ детей
Воспитатель: О ком же следующая загадка?
По количеству гримас
Эти звери вроде нас.
Мы глядим на них, хохочем,
Потому что любим очень. (Обезьяна)
(показ слайда, беседа на уточнение знаний о животном)
Обезьян так много вот одна из них Орангутан. Орангутаны — крупные обезьяны. Живут орангутаны одиночно, только детёныши держатся при своих матерях.Что едят Орагутанги? (Орангутаны едят преимущественно плоды и листья деревьев). Орангутаны не умеют плавать и боятся воды.
Воспитатель: О ком же следующая загадка?
В африканской стороне,
Вдалеке от всех дорог,
В твердой шкуре, как в броне,
Тучный ходит…. (носорог).
Главным отличительным признаком носорогов являются рога на носу. У носорогов массивное тело и короткие, толстые конечности. Днём носороги спят, активными их можно застать в сумерках и ночью. Однако, если они чувствуют для себя угрозу, то нападают. Чем питаются носороги?( Носороги питаются растительной пищей- травой листьями деревьев и кустарников).
Воспитатель: Авот лежит в воде давно
Всё зеленое бревно;
Любит Африканский Нил
Наш зубастый (Крокодил).
У крокодила плоская голова с длинным рылом, приплюснутое туловище, мощный, сжатый с боков хвост, довольно короткие лапы. Где живут крокодилы ?( в воде) Чем питаются? ( Животных которые приходят на водопой)
Воспитатель:
На Мадагаскаре где-то,
На другом конце планеты,
Поедая много фруктов,
Листьев, кактусов, цветов,
Жил лемур в тени кустов. (показ слайда, беседа на уточнение знаний о животном)
Это стройные животные с чёрно-белым полосатым хвостом, как правило он находится в некоем «спиральном» положении. Для чего лемуру длинныйхвост? (Хвост прекрасно подходит для того, чтобы позволить кошачьему лемуру удерживать равновесие, сидя на тонком суку. Играет важную роль и в балансировании прыжков) Кошачьи лемуры проводят больше всего времени на земле и охотно сидят на солнце и наслаждаются его теплом, расставляя лапы в сторон. Очень активны в ночное время.
Физминутка: Головой качает слон
Раз, два, три — вперёд наклон,
Раз, два, три — теперь назад. (Наклоны вперёд, назад.)
Головой качает слон —
Он зарядку делать рад. (Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся.)
Головою три кивка
Раз — подняться, потянуться, (Потянулись.)
Два — согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)
Три — в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре — руки шире, (Руки в стороны.)
Пять — руками помахать, (Махи руками.) Шесть — на место сесть опять. (Присели.)
Воспитатель: Вот вы хорошо узнали животных жарких стран, я предлагаю вам поиграть игру «Угадай, кто?»
(Раздаются картинки, в которой дети по частям тела должны угадать животное)
Воспитатель: Молодцы ребята вы хорошо запомнили животных жарких стран. Прошу пройти на ковёр. Наше путешествие подходит к концу
Волшебный глобус я кручу,
Попасть обратно я хочу!
(музыка, дети поворачиваются вокруг своей оси)
Воспитатель: Где мы сегодня с вами побывали? (в Африке). Что вам запомнилось? Прошу раскрасить животных, которые вам понравились на рисунках