Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы на тему: «Животные Африки»

Задачи:

*образовательная:

— уточнять и расширять кругозор детей о жизни животных жарких стран;

-формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания;

— совершенствовать диалогическую форму речи;

— продолжать учить высказывать собственные суждения;

* развивающая:

— развивать интерес к представителям живой природы;

— расширять активный понятийный словарь воспитанников;

— развивать внимание при решении игровых и творческих заданий;

 — поощрять   оригинальность образов воображения;

— создавать условия для формирования наглядно-действенного мышления в процессе познания и творчества;

— развивать коммуникативные качества дошкольников в ходе общения и выполнения творческого задания;

*воспитательная:

— воспитывать интерес к окружающему миру и умение разговаривать о его объектах со взрослыми и сверстниками, внимательно выслушивать и дополнять ответы друг друга;

— поощрять аккуратность в работе, уважение к труду своих товарищей.

Оборудование и материалы:

1) Глобус;

2) Презентация с изображением животных, обитающих в теплых странах;

3)Дидактическая игра  «Угадай, кто?» 

4)Запись песни «Африка».  

Предварительная работа 

  • Организация развивающей среды (внесение тематических альбомов «Животные жарких стран», иллюстраций и фотографий с изображением животных разных стран для рассматривания);
  • Беседы о животных разных стран, обитателях Африки;
  • Загадывание загадок о животных, чтение стихотворений;
  • Рассматривание картин «Животные зоопарка», «Львы» и т.д., составление по ним рассказов;
  • Рисование и раскрашивание животных разных стран в свободной деятельности.

Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие. 

Методы и приемы:  наглядный -иллюстрации, словесный — беседа, вопросы, рассказ, практический  — постановка задания, практическая работа.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что это?

Дети отвечают.(Глобус)

Воспитатель: Правильно, это глобус – модель Земли. Ребята, а вы любите путешествовать? Хотите  отправиться   со мной в большое путешествие? Догадайтесь, куда мы с вами отправимся?

«Самый теплый материк живописен и велик. 
Тут живёт среди саванн много львов и обезьян». 

Дети: Африка.

Воспитатель: Правильно, мы отправимся с вами на очень жаркий континент.   Африка – царство самого жгучего в мире солнца и горячего песка. Кто может показать Африку на глобусе?

Воспитатель: Запоминайте волшебные слова, повторяйте за мной:

Волшебный глобус я кручу,
Попасть я в Африку хочу!
 — Раз, два, три, четыре, пять!
Мы едем в  африку гулять,
Покружились, покружились,
И в Африки  мы очутились!

Воспитатель: Вот мы и  в Африке. А сейчас я загадаю вам загадку:

Царь зверей – большая кошка
Порычит со зла немножко,
Спит он в логове, поев
Носит гриву, грозный…   (лев)

(показ слайда, беседа на уточнение знаний о животном)

  • Почему льву важно быть незаметным? (он хищник, выслеживает добычу)
  •  Почему мы его не видим? (цвет шерсти позволяет быть незаметным среди желтой сухой травы).
  • Кто ходит на охоту? Львы или львицы? Почему?

(На охоту ходят, как правило, львицы. Они более подвижны, ловки, более удачливы в охоте. Львы тяжелы, неторопливы, ленивы. Добытое львицами мясо сначала  отведывает хозяин. Поэтому он всегда полноват, сыт и сам не охотится.)

  • А чем внешне отличаются львы от львицы? (у льва большая пушистая грива, а у львицы ее нет).
  • На кого охотятся львицы? (их добычей становятся  жирафы, антилопы, зебры).
  • Какую пользу приносят хищники?

(Львы не дают травоядным животным (антилопам, зебрам, жирафам) размножаться в больших количествах, спасая растительный мир от полного уничтожения, а также уничтожают больных животных).

Воспитатель: Следующая загадка:

Вот лошадки, все в полосках,
Может быть они в матросках?
Нет, они такого цвета.
Угадайте, кто же это?    (зебра)

(показ слайда, беседа на уточнение знаний о животном)

Зебра — это черная лошадка в белую полоску или белая лошадка в черную полоску?

  • Каждая зебра покрыта полосками, и они не повторяются.

(По рисунку детеныш зебры узнает свою мать.  А также их окрас позволяет им сбить с толку хищников, они не могут  выделить одну зебру. Их много и  они сливаются в одно большое полосатое пятно).

Воспитатель:  О ком же следующая загадка?                               

 Носом – шлангом великан

Моется, как в душе.

Это житель жарких стран

Всех крупней на суше.

Какое самое большое животное в Африке?  СЛОН

(показ слайда  беседа на уточнение знаний о животном)

  • Как вы думаете, осмелится лев напасть на слона? (нет, слон – могучее, очень сильное животное, льву с ним не справится).
  • Самое удивительное у слона – хобот.

Что делает им слон? (с помощью хобота слон срывает листья с деревьев, рвет траву, пьет. Он переносит очень толстые деревья. Хоботом слон защищается от врагов, выражает нежность, поглаживает с любовью своих детенышей.)

  • Кто может принести вред слону? (Мышь, когда слон спит, забирается в хобот и прогрызает всё; а муравей, во время сна слона, прогрызает подошвы ног, и слон не может ходить).

Воспитатель: Вдруг из воды показались глаза, уши и ноздри огромного зверя. Он целыми днями сидит в воде, чтобы догадаться, кто это, надо отгадать загадку.

В Африке толстяк живёт, у него огромный рот,

В зной весь день сидит в воде, думает лишь о еде,

Травку тоннами жуёт ненасытный… (бегемот)

Только в Африке найду
Зверя этого в пруду.
Если выйдет он на сушу,
                   Станет очень неуклюжим.  (бегемот)

(показ слайда, беседа на уточнение знаний о животном)

  • У нашего  большого  бегемота есть маленький друг. Кто это?  (Бегемот дружит с птицей волоклюй).(Слайд)
  • Как они ему помогают? (Птичка сидит на голове у бегемота, когда он сидит в воде, так она ловит рыбу для себя; птица  бегемоту чистит от насекомых шкуру, лечит ранки).

Воспитатель: Послушайте о ком следующая загадка?

Такой длинной шеи

Не видывал люд:

Всех выше на свете                                                                                                            Пятнистый…

Вот живой подъёмный кран,
Обитатель жарких стран.
Со стволов многоэтажных
Рвёт и листья, и банан. (жираф)

(показ слайда, беседа на уточнение знаний о животном)

  • Высота жирафа 6 метров, он ростом с 2-этажный дом, половина высоты приходится на шею.
  • Зачем ему такая шея? (легко достает до самых верхушек высоких деревьев, срывая листья).
  • Рядом с жирафом пасутся зебры, антилопы, страусы, косули.

Чем привлекает их жираф? (высокий рост, чуткие уши и зоркие глаза помогают ему увидеть хищника и объявить всем тревогу. Глаза у жирафа так посажены, что, не поворачивая головы, он видит все вокруг.)

А теперь давайте отдохнем.

(проводится игровой массаж на развитие общей моторики – упражнение «У жирафов…»)

Дети встают в круг. Воспитатель включает музыкальное сопровождение.

        У жирафов – пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

        У жирафов – пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

        (Похлопывают себя).

        На лбу, ушах, на шее, на локтях,

        Есть на носу, на животах, коленях и носках.

        (Показывают части тела).

       У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде,

       У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде,

        (Пощипывают себя).

        На лбу, ушах, на шее, на локтях,

        Есть на носу, на животах, коленях и носках.

        (Показывают части тела).

        У котят есть шерсткашерсткашерсткашерсточка везде.

        У котят есть шерсткашерсткашерсткашерсточка везде.

        (Делают стряхивающие движения).

        На лбу, ушах, на шее, на локтях,

        Есть на носу, на животах, коленях и носках.

        (Показывают части тела).

        А у зебры есть полоски, есть полосочки везде,

        А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

        (Показывают полоски).

        На лбу, ушах, на шее, на локтях,

        Есть на носу, на животах, коленях и носках.

        (Показывают части тела).( Дети садятся на ковер)

Воспитатель:  О ком же следующая загадка?                               

 Этот зверь бежит так быстро,

 Что догнать его — никак.

 Но свою добычу шустро                                                                                         Догоняет просто так! ( Гепард) 

(показ слайда, беседа на уточнение знаний о животном)

 У гепарда мягкий и миролюбивый нрав . Когда гепард доволен, он начинает урчать как огромный домашний кот. Охотником гепард не рождается, а становиться,  причем только если ему мать преподаст «курс интенсивного обучения». Гепарды — дневные хищники и самый слабый, у него лев может отобрать добычу. Почему гепард имеет такой окрас шерсти? Ответ детей                      

Воспитатель:  О ком же следующая загадка?
По количеству гримас
Эти звери вроде нас. 
Мы глядим на них, хохочем,
Потому  что любим очень. (Обезьяна)

(показ слайда, беседа на уточнение знаний о животном)

Обезьян так много  вот одна из них Орангутан. Орангутаны — крупные обезьяны. Живут орангутаны одиночно, только детёныши держатся при своих матерях.Что едят Орагутанги? (Орангутаны едят преимущественно плоды и листья деревьев). Орангутаны не умеют плавать и боятся воды.

Воспитатель:  О ком же следующая загадка?
В африканской стороне,
Вдалеке от всех дорог,
В твердой шкуре, как в броне,
Тучный ходит….  (носорог).

Главным отличительным признаком носорогов являются рога на носу. У носорогов массивное тело и короткие, толстые конечности. Днём носороги спят, активными их можно застать в сумерках и ночью. Однако, если они чувствуют для себя угрозу, то нападают. Чем питаются носороги?( Носороги питаются растительной пищей- травой листьями деревьев и кустарников).

Воспитатель:  Авот лежит в воде давно

 Всё  зеленое бревно;

 Любит Африканский Нил

 Наш зубастый (Крокодил).

У крокодила плоская голова с длинным рылом, приплюснутое туловище, мощный, сжатый с боков хвост, довольно короткие лапы. Где живут крокодилы ?( в воде) Чем питаются? ( Животных которые приходят на водопой)

Воспитатель:  
На Мадагаскаре где-то,
На другом конце планеты,
Поедая много фруктов,
Листьев, кактусов, цветов,
Жил лемур в тени кустов.  (показ слайда, беседа на уточнение знаний о животном)                                                                

Это стройные животные с чёрно-белым полосатым хвостом, как правило он находится в некоем «спиральном» положении. Для чего лемуру длинныйхвост? (Хвост прекрасно подходит для того, чтобы позволить кошачьему лемуру удерживать равновесие, сидя на тонком суку. Играет важную роль и в балансировании прыжков) Кошачьи лемуры проводят больше всего времени на земле и охотно сидят на солнце и наслаждаются его теплом, расставляя лапы в сторон. Очень активны в ночное время.

Физминутка:   Головой качает слон

 Раз, два, три — вперёд наклон,

 Раз, два, три — теперь назад. (Наклоны вперёд, назад.)

 Головой качает слон —

 Он зарядку делать рад. (Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.)

 Хоть зарядка коротка,

 Отдохнули мы слегка. (Дети садятся.)

 Головою три кивка

 Раз — подняться, потянуться, (Потянулись.)

 Два — согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)

 Три — в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)

 Головою три кивка. (Движения головой.)

 На четыре — руки шире, (Руки в стороны.)

 Пять — руками помахать, (Махи руками.) Шесть — на место сесть опять. (Присели.)

Воспитатель: Вот вы хорошо узнали животных жарких стран, я предлагаю вам поиграть игру «Угадай, кто?»

(Раздаются картинки, в которой дети по частям тела должны угадать животное)

Воспитатель: Молодцы ребята вы хорошо запомнили животных жарких стран. Прошу пройти на ковёр. Наше путешествие подходит к концу

                                           Волшебный глобус я кручу,

                                             Попасть обратно я  хочу   

(музыка, дети поворачиваются вокруг своей оси)

Воспитатель: Где мы сегодня с вами побывали? (в Африке). Что вам запомнилось? Прошу раскрасить животных, которые вам понравились на рисунках

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *