Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы на тему:«Лекарственные растения»

Задачи:

Образовательные: Расширение представлений о лекарственных растениях нашего края, их значение в жизни человека: оздоровительном, эстетическом; об их взаимосвязи с окружающей средой; знакомство со стихами, загадками о лекарственных растениях; уточнить и закрепить знания детей о правилах их сбора, хранения и применения лекарственных трав;
Развивающие:  развивать память, логическое мышление, внимание, умение анализировать, связную речь.                                                                                                                             Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к растениям, окружающей среде.

Оборудование: Презентация  «Лекарственные травы»

Предварительная работа: беседа о Красной книге; рассматривание картинок о растениях, находящихся на грани исчезновения, беседы о пользе лекарственных растений, о правильном их сборе и безопасном поведении с ядовитыми растениями, игры – определи по запаху, вершки и корешки, узнай растение ; отгадывание загадок, заучивание стихотворений.

Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, физическое развитие.

Методы и приемы:  наглядный -иллюстрации, словесный — беседа, вопросы, рассказ, практический  — постановка задания, практическая работа.

Ход НОД.

Воспитатель: Ребята я вам расскажу сказку слушайте внимательно:«Однажды Красная Шапочка пошла в гости к бабушке. Идя по лугу, по лесу, она собирала цветы, которые ей попадались. Все они были красивые, разные. Она набрала большой букет. «Вот бабушка обрадуется!» – подумала Красная Шапочка. Но, увидев цветы, бабушка огорчилась и сказала: «Цветы в природе растут не для букетов». Ребята, для чего нам нужны растения на нашей планете — Земля?

Дети: Растения помогают дышать, радуют нас красотой, лечат от болезней. Без них бы не было жизни на Земле.

Воспитатель: Очень давно, ребята, люди заметили, что звери лечатся травами. Разные  растения помогают от разных болезней. Много лет люди передавали друг другу свои знания о лечебных свойствах растений. Сейчас можно купить книгу или справочник о лечебных травах, где подробно написано как можно использовать лекарственное растение. Но важно знать: нужно посоветоваться с врачом, прежде чем применять лекарственное растение.

А сейчас время поиграть в дидактическую игру «Собери ромашку».

Воспитатель предлагает детям пройти на полянку. Рядом стоит вспомогательное панно с табличками, картинками, схемой цветка.

Ромашка разделена на части: корень, стебель, лист, лепестки. Дети должны собрать цветок — ромашку.

Воспитатель: Что идет сначала?

Дети: Корень.

Воспитатель : А потом?                                                                                                                                            Дети: потом стебель

И так дальше.

Дети составляют ромашку.

Воспитатель: «Мы вместе сложили цветок. Это ромашка.(слайд№1).

Что вы знаете про это растение? (можно гадать на ромашке, есть песни про это удивительное растение)

Ромашка это очень полезное лекарственное растение.

Ее добавляют в шампунь, чтобы волосы легко расчесывались. Ромашку добавляют в чай от простуды.

Чтение стихотворения ребенком (выученное заранее) М. Киселевой «Если вдруг ты заболел…»

Если вдруг ты заболел,

Не спеши с таблетками, пригласи своих друзей

С зелеными ветками.

Они и красивей, и тоже лечебные,

Бывают и горькие, но очень полезные.

Помногу их пить тоже нельзя,

Бывают опасными эти друзья.

Воспитатель:  О каких друзьях говорится в стихотворении?

Дети: о лекарственных растениях

Воспитатель:  Да, если лекарственными растениями умело пользоваться, то можно сохранить здоровье на долгие годы. Нас окружают растения: каждая поляна или уголок леса – целая зеленая аптека. Первое лекарственное растение, о котором я хочу рассказать, вам хорошо знакомо, послушайте загадку. 

Ребенок загадывает загадку.  

Тонкий стебель у дорожки,

на конце его – сережки,

на земле лежат листки-

маленькие лопушки.

Нам он как хороший друг,

Лечит раны ног и рук.

Каждый лист мой любит тропки

У обочины дорог.

Он однажды людям добрым

Раны вылечить помог. (подорожник- слайд №2)

Воспитатель:  Почему оно так называется?

Рассказывает ребенок: Подорожник растет вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надежно укрепляет в почве, стебелек с соцветием. Оно тоже жесткое и упругое. Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают другие растения. Подорожник называют «зеленым бинтом». Если разобьешь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране.

Воспитатель:  Послушайте следующую загадку:

Ребенок: Не пустили в огород-

Оттого она и жжет. 

Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня. (крапива слайд№3)

Воспитатель:   Почему же все-таки крапива обжигает?

Дети: У неё колючки на листиках 

Воспитатель:   ДА  на листьях и стеблях растения имеются особые волоски. Внутри волосков – едкая жидкость.

Рассказывает ребенок: Дотронулся – получай уколы. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи. В ней содержатся вещества, убивающие микробы. Она хорошо останавливает кровь, а еще укрепляет волосы.

Воспитатель:   А сейчас ребята загадают загадки о таких лекарственных растениях, которые помогают нам, если мы заболели. Будьте внимательны и постарайтесь их отгадать.

Ребенок:
Зеленые кусточки, алые цветочки,
Когти- коготочки стерегут цветочки:
А плоды — в красной рубашечке,
Брюшко камешками набито. (Шиповник слайд№4)

Рассказывает ребенок Он очень богат полезными веществами, особенно аскорбиновой кислотой. Растёт шиповник особенно красиво. Крупные, душистые, красные, разовые или белые цветки по несколько штук собираются в соцветие. Плодами являются гладкие, мясистые ягоды красного, оранжевого и других цветов. Плоды шиповника назначают при истощении организма, признаках авитаминоза, для профилактики простудных заболеваний, повышения иммунитета, при неврозе и других заболеваниях Растёт шиповник почти по всей территории России. Можно его собирать и сушить сколько душе угодно.

Ребенок:  
Ежели что-то заболит,
Даже зверек не устоит.
С какой же травой пить настой?
С чудо- травкой… (Зверобой Слайд№5)

Ребенок:
Желтые цветут цветочки
На лужайках, возле речек.
Эти звезды-лепесточки
Нас от ста болезней лечат.
Только вот зверей не любят,
Травят ядом без приветствий.
Но людей, они не губят,
Лишь спасают их от бедствий.
Что мы летнею порой
Запасаем? …(Зверобой)

Ребенок:
Носит этот мальчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице,
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное. (Одуванчик — слайд №6)                                                    

Физкультминутка «Одуванчик»
Одуванчик, одуванчик,
Стебель тоненький, как пальчик (пружинка)
Если ветер быстро, быстро (руки вверх)
На поляну полетит
Все вокруг зашелестит (руки вверх и машут)
Одуванчика тычинки (бег на месте)
Разлетятся хороводом (потянуться вверх, вздохнуть и опустить руки)
И сольются с небосводом.

Воспитатель:   Используют одуванчик в медицине. Причем используются и корни, и листья и сок растения. Препараты на основе одуванчика помогают от многих болезней свойствами. Известны и косметические свойства одуванчика – маска из его -свежих листьев хорошо увлажняет кожу. А настой из цветков одуванчика помогает бороться с веснушками

Слайд № 7

Ребенок:  Вот КАЛЕНДУЛЫ цветки,
В народе просто- «НОГОТКИ»,
Если их в стакан сложить, 
Кипятком простым залить, 
И немного настоять-
Можно горло полоскать.
Ноготки должны помочь-
Уходи ангина прочь!!!

Слайд №8

Ребенок: Шалфей — лекарственный цветок,
Настой готовь, кто занемог.
Им горло полощите
Зубную боль лечите.

Слайд №9

Воспитатель:
На полянах, вдоль дороги,
На сухих местах отлогих,
Там, где солнце ярко светит
Прорастает этот цветик.
Солнце цветик одарило,
Жёлтой краской окропило.
Листья парно встали в строй,
Подравнялись меж собой.
В медицине он – полезен,
Много вылечит болезней.
Рвать в букет  его не надо –
Слишком много в Пижме  яда.

Слайд №10

Ребенок:
Тысячелистник здесь растёт,
Цветами мелкими цветёт!
Да, бабушка всегда права…
— Полезна эта, чем трава?
Чтоб тыщу лет нам не тужить?!
— Да нет, до ста, хотя б дожить!                                                                                                                                        

Слайд №11

Ребенок: Чистотел – извечный доктор!
Он – единственный в роду,
Поступает очень просто,
Чтоб прогнать болезнь-беду.

Как живую кровь растенья,
Лист, и стебель, и цветок
Дарят людям для леченья
Ярко-желтый млечный сок                                                                           

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Воспитатель:  Как вы думаете ребята, где и когда собирают лекарственные растения?  Как правильно их сушить?

ЗАПОМНИТЕ ПРАВИЛА СБОРА ЛЕКАРСТВЕННЫХ ТРАВ,

• Цветки собирают, когда растение цветет.

• Корневища – поздней осенью, когда плоды уже осыпались.

• Собирают в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса, сушат под навесом.

• Нельзя собирать вблизи дорог. Они опасны, так как содержат много вредных веществ – поглощают выхлопные газы машин.

• Не рвать растения, которые занесены в красную книгу. Это редкие растения, их охраняют от исчезновения.

Растения, которые детям и взрослым незнакомы, собирать в лечебных целях нельзя – это может быть очень опасно!

Но рвать и топтать их тоже не следует, они могут быть полезны некоторым животным.

Запомните крепко накрепко – ядовитые и незнакомые растения рвать нельзя!

Рефлексия.

О чем мы сегодня говорили? (о лекарственных растениях,

Лечиться можно не только с помощью таблеток, но и лечебными травами. Но для этого надо хорошо в них разбираться и правильно заготавливать.)

В заключение нашей деятельности я хочу прочитать вам стихотворение о бережном отношении к природе.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я и ты

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Природу друг мой охраняй!

Никого не обижай!

Не губи деревья ты! Сохрани в лугу цветы!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *