Трудно найти ребёнка, который
шёл бы в первый класс с сознательным намерением учиться плохо. На вопрос:
«Как ты будешь учиться?» — дети, как правило, отвечают:
«Хорошо!»
Однако переход к новой жизни может сопровождаться и такими переживаниями, как
неуверенность в своих силах, сомнения в своей способности справиться со всеми
требованиями новой социальной роли. Можно даже сказать, что где-то в глубине
души эти переживания в той или иной степени свойственны большинству
первоклассников: поступление в школу — это эмоционально напряжённая ситуация.
И здесь очень важно, как будет происходить первый этап адаптации ребёнка к
школе: какую линию поведения выберут сопровождающие его на этом этапе взрослые
— учителя и родители; насколько доступной и своевременной будет возможность
психологической поддержки в каких-то критических ситуациях.
Как определить — благополучно или неблагополучно происходит включение
первоклассника в школьную жизнь?
Первый показатель социального и эмоционального благополучия — это то, что
ребёнок всегда идёт в школу с желанием и радостью. Соответственно, отсутствие
желания и радости — сигнал неблагополучия и необходимости обсудить проблему с
учителем или психологом (или, в идеале, с обоими вместе).
Связь положительных эмоций со школой очень важна, так как создаёт благоприятный
фон для основного содержания школьной жизни — узнавание нового, то есть
процесса восприятия и усвоения определённой информации. Трудности часто
возникают из-за того, что определена эта информация государственной программой
обязательной для всех, не всгда совпадающей с интересом данного конкретного
ребёнка в данный конкретный момент. Каким бы ни был мастером своего дела
учитель, от ученика в школьной ситуации всегда требуется волевое усилие,
способность к целенаправленному действию, к саморегуляции. Энергию для такого
усилия могут давать положительные эмоции (а отрицательные — отнимать). Поэтому
положительный эмоциональный фон, связанный со школой — необходимое условие для
успешной адаптации к школьному обучению. Необходимое — но недостаточное. Дело в
том, что первоклассника на первых порах может радовать сам факт его новой
социальной роли, признание в семье значимости его занятий, появившиеся у него
новые предметы — портфель, учебники, тетради, а также общение с новыми друзьями
и другие обстоятельства прямо не связанные с обучением.
Поэтому не меньшее значение имеет второй признак успешного включения в учебную
деятельность: это осознанное желание именно УЧИТЬСЯ, а не просто ходить в
школу.
Что это значит для ребёнка — «учиться»? Когда, при поступлении в
школу, его об этом спрашивают, то признаком психологической готовности к
школьному обучению считается ответ: «Узнавать новое, учиться делать то,
что не умел раньше». Если же спросить: «А что значить ХОРОШО
учиться?» — логичным было бы высказывание: «Узнавать больше, всё
запоминать, быстро и правильно делать то, чему научился». Однако уже для
многих дошкольников (и практически для всех школьников) «хорошо
учиться» — значит «получать хорошие оценки».
Таким образом происходит смещение цели с внутреннего на внешнее, СОБСТВЕННОГО
желания и интереса К ПРОЦЕССУ учебной деятельности на ЧУЖОЕ восприятие её
РЕЗУЛЬТАТА.
Почему это происходит? Дети ориентируются на взрослых. А родители редко
спрашивают: «Что ты сегодня узнал нового? Чему научился? Что было
интересного?». Чаще — «Какие отметки получил?»
Ориентация на внешнюю оценку, на мнение авторитета, которым в данном случае
является учитель — сама по себе не может рассматриваться как отрицательное
явление. Это один из важных психологических механизмов социального
взаимодействия, без которого общественная жизнь сильно бы затруднилось. Однако
если целью учения становятся только оценки — ребёнку трудно бывает сохранить
внутренний стимул, то что в научной психологии называют «познавательной
мотивацией», а в житейской — любознательностью, то есть собственной
потребностью в получении знаний. Но именно потребности дают человеку энергию
для жизни. Их отсутствие взрослый человек восполняет силой своей воли, то есть
произвольной регуляцией своих действий через понятия «надо»,
«должен».
У семилетних детей такая произвольная регуляция только начинает формироваться,
её недостаточно, чтобы полностью заменить действия на основе потребностей, —
желаний и интересов. И тогда волю ребёнка заменяет воля родителей.
В обыденной жизни это проявляется в том, как происходит выполнение домашних
заданий: под жёстким контролем (волей!) родителей или просто при их
заинтересованном участии, с признанием главным лицом в этом процессе самого
ребёнка.
Это третий показатель благополучия или неблагополучия при включении в школьную
ситуацию: чувства и желания ребёнка по поводу домашних заданий.
Потеря внутренней познавательной потребности ведёт к тому, что у ребёнка
нарушается гармония между «хочу» и «надо» в его основной
деятельности — учебной. Психика в этом случае может не справиться с господством
«надо», и в итоге у ребёнка может возникнуть либо стойкое отвращение
к учёбе с последующей неуспеваемостью, либо так называемые «школьные
неврозы».
В сентябре проблема школьной адаптации стоит не только перед первоклассниками.
Резкий переход от длительной свободы и отдыха к жизни, подчиненный строгим
правилам и обязанностям достаточно труден для школьников любого возраста.
Скорость и успешность их включения в учебную деятельность зависит не только от
внешних факторов (обстановка в школе и семье), но и от индивидуальных
особенностей детей — характера, темперамента, привычек.
previous
next